Кучипуди

Древние предания гласят, что индийский классический танец имеет божественное происхождение. Шива Натараджа (Король танца) был первым, кто выполнил танец Тандава – космический танец, танцуя его во вселенной, наполняя её радостью и безграничным счастьем, задавая ритм существования и движения во всей вселенной или разрушая её в конце кальпы. Его движения отличались энергичностью, отточенностью, динамизмом и амплитудой. Затем этот танец приобрел новую форму в исполнении его супруги, божественной Парвати, которая танцевала Ласья – танец созидания, любви и гармонии, её движения были мягкими, утонченными и изящными. В свою очередь Натараджа научил этому танцу своего быка Нанди, а Нанди передал это искусство людям. Таким образом, этот божественный танец распространился по миру.

Множество скульптур во всех частях Индии свидетельствуют о том, что здесь более тысячи лет процветает богатая традиция танца и музыки. В истоках эти виды искусства служили отнюдь не способом праздного увеселения, они существовали для служения и почитания Высшего, Божественного. Его танцевали в храмах, храмовые танцовщицы Дэвадасы, они считались земными женами Божеств, и каждый день выполняли свой танец-служение перед Богом храма прислуживая и поклоняясь ему. Они очень почитались, и считалось, что, общаясь с ними, люди могли очиститься.

Так, например в шести милях от Андра Прадеш располагается Шрикакулам, древняя столица империи Сатавахана, правители которой были великими покровителями искусства. В надписях храма Андра Вишну, святыне святынь тех дней, мы находим свидетельство о том, что не меньше трехсот девадас получили королевское покровительство. Ваятели этой области высекали скульптуры изящных танцовщиц, чей танец был истинным богослужением.

Но с веками, всё исказилось, и эти танцовщицы были приравнены к девушкам легкого поведения, и во времена прихода англичан в Индию, танец Дэвадасий был запрещен, на них были гонения. Также существовало ответвление танцовщиц, вышедших из храмов и ставших Раджадасис (танцовщицами при королевском дворе).

От времени создания танца его форма и суть, исполняемые в различных областях страны, видоизменялись, их значение кодировалось в жестах, они обретали определенные черты, согласно географическим, социально-экономическим, культурным и политическим условиям каждой области.

Считается, что стиль танца Кучипуди, родился еще во II веке до н.э. на территории Андра Прадеш, хотя своё настоящее имя он получил гораздо позже, в XIV веке. Империи на территории Андры возводились и разрушались, и закономерно, что религии и искусства постигла та же участь.

Около II-ого столетия н.э. влияние ведической религии в Империи Сатавахана угасало с развитием буддизма, пока последний не был вытеснен джайнизмом при Восточных Чалукиях. Чтобы насадить новую религию, правители эксплуатировали доступные формы танца, покровительствуя классическому стилю.

Династия Чалукия сменяется династией Какатия из Варангала, последователями культа Вирасайва, которые правят вплоть до XII века, пока на престол не восходит мусульманский правитель Мухаммед ибн Туглак.

Со временем Виранарасимха III, правитель царства Калига, захватывает область Шрикакулам и отстраивает Храм Андра Вишну, давая тем самым толчок развитию Вайшнавизма. После падения правителя Калинги в 1227 году регентом на царство становится Нараяна Тиртха, который распространяет культ Кришны. К XIV-ому столетию вероисповедание Кришны достигает своего апогея, именно в это время танцоры удивительным образом передают чувство абсолютной преданности Шри Кришне.

Утверждают, что ученый муж и йогин по имени Сидхардха, живший в XIV столетии н.э., первым предает истинную форму танцевальной драме. Он занимается распространением культа Бхама, известного также как Мадхура Бхакти. Бхамакалапам – одно из его знаменитых сочинений.

Сидхардха в следствии определенных причин решает обучить искусству танцевальной драмы только мужчин, преподавая его деревенским юношам браминам. Этих юношей обучают абхинае, музыке, танцам, они должны также изучать религиозные тексты и санскрит. Под покровительством их учителя Сидхардхи они странствуют от деревни к деревне, выступая с танцевальной драмой. В последствии их назовут Кичилу – слово производное от санскритского Кушилава, что значит каста танцоров-театралов. Вскоре актеры отправляются в малолюдные земли, которые благодаря им и Сидхардхе превратились в их собственную резиденцию под названием Кучилапурам ( деревня Кучила). Название позже было сокращено до Кучипуди. С тех пор этот стиль танца и несёт имя Кучипуди, взятое от имени деревни, где живут и распространяют это искусство множество мастеров, передавая его как божественное искусство из поколение в поколение и по сей день.

Но только к XX веку мастер Ведантам Лакшминараяна Шастри открывает этот вид искусства и для женщин, а также привносит сольную форму исполнения, взятую из кучипудийских традиций, дошедших до наших времен через века. Таким образом, эти формы танца существуют и развиваются параллельно. Сегодня женщины исполняют даже мужские роли.

Аккомпанементом Кучипуди служит музыка в стиле Карнатик (классический южноиндийский музыкальный стиль). Типичный оркестр для Кучипуди включает мридангам, флейту, скрипку и вину. Традиционно танцор (танцовщица) во время исполнения танца также пел(а), однако, с течением времени, осталось только движение губ. Теперь вокалист исполняет лирику, а натуванар (дирежёр) направляет оркестр и задает ритмичные образцы.

Техника Кучипуди использует ритмичные, динамичные, четкие и жесткие движения с прямыми линиями, переплетая их с мягкими, плавными, пластичными и скульптурными; широко используется трибанги (позиция в три угла, которые мы можем видеть у храмовых скульптур и сейчас), дополняя их жестами рук (своеобразными танцевальными кодами) и выражениями лица, иногда включая диалоги, которыми говорят танцоры. Таким образом, через эти действия, танцор передаёт истинную сущность поэзии или песни. Вместе с эмоциями и чувствами, пробужденными музыкой, и декоративными частями чистого танца, танцор раскрывает перед нашими глазами целые истории.

Одной из характерных особенностей Кучипуди является Тарангам – вид исполнения, во время которого актер танцует на краях бронзовой тарелки, ловко выполняя сложные ритмичные рисунки и стэпы.

Теория Кучипуди основана на трактате «Натья Шастра», который относится ко II-ому веку до н.э. Этот трактат включает знание драматургии, танца, музыки, скульптуры, литературы и архитектуры. Его автор Бхарата Муни по просьбе и под руководством бога Брахмы написал пятую Веду, которая сделала бы доступным Великие знание для масс (поскольку другие четыре Веды были доступны лишь высшим кастам – браминам).